Главная » Файлы » Мои файлы |
12.12.2014, 18:52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» № 1
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Олимпиады, конкурсы, викторины» для 3 «А», «Б», «В», «Г» классов 2014-2015 учебный год
Составили: Чирко Е.И., Литвинцева Л.В. учителя высшей категории
город Нижневартовск
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Учебно-тематический план или Структура курса 4. Ожидаемые результаты 5. Ресурсное обеспечение реализации Программы 6. Рекомендуемая литература
1. Пояснительная записка Рабочая программа по факультативному курсу «Олимпиады, конкурсы, викторины» для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Олимпиады, конкурсы, викторины» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Актуальность выбора курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике и русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: · соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; · содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: · определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; · в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; · достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Формы занятий: · -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; · по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; · по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. В каждом занятии прослеживаются три части: · игровая; · теоретическая; · практическая. Основные методы и технологии · технология разноуровневого обучения; · развивающее обучение; · технология обучения в сотрудничестве; · коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия. Данная программа рассчитана на 34 часа. Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов. Продолжительность занятий: 3 класс - 40 минут. 2. Содержание учебного курса Содержание программы внеурочной деятельности «Олимпиады, конкурсы, викторины» связано с такими учебными предметами, как: 1) русский язык; 2) литературное чтение; 3) окружающий мир; 4) математика и информатика Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач. В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Все задания условно можно разбить на несколько групп: – задания на развитие внимания; – задания на развитие памяти; – задания на совершенствование воображения; – задания на развитие логического мышления; - задания на развитие речи; - задания на развитие кругозора В курсе реализуются аспекты: Познавательный аспект Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие обще-учебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»). Основные принципы распределения материала: 1) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются; 2) увеличение объема материала; 3) наращивание темпа выполнения заданий; 4) смена разных видов деятельности. Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Формы занятий: 1.Беседа. 2.Математический лабиринт. 3.Путешествие. 4.Конкурс. 5.Игры. 6.Блицтурнир. 7. Проект 8. Олимпиада 9. Ярмарка 10. Турнир 11. Аукцион 12.Дискуссия Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с одноклассниками, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии. Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет, как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе. Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования. Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом. 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. Организационно-рефлексивная линия В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения, как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время. Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания. План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Учусь составлять план. Учусь применять новое знание. Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе. Как научиться применять новое знание без ошибок. Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий. Коммуникативная линия У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью − «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Секреты успешного выступления. Новая роль в структуре коммуникации: критик. Что такое «диалог». Правила ведения диалога. Учусь вести диалог. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений. Познавательная линия Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием. Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать. Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы. Учусь наблюдать. Ценностная линия У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества. Личностные качества ученика: вера в себя. Ценности нашей жизни: дружба.
3. Учебно-тематический план
4. Ожидаемые результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 3-4-й классы Личностные результаты · эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; · эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; · чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; · любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; · интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; · интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; · интерес к изучению языка; · осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: · самостоятельно формулировать тему и цели урока; · составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; · работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; · в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: · перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); · пользоваться словарями, справочниками; · осуществлять анализ и синтез; · устанавливать причинно-следственные связи; · строить рассуждения; Коммуникативные УУД: · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. · высказывать и обосновывать свою точку зрения; · слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; · задавать вопросы. Предметными результами курса являются формирование следующих умений.
Данный курс предполагает: - участие в школьных и городских олимпиадах, в международных конкурсах; - повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года. 5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Литература для учителя
1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 10. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал 11. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 12. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. “АРГО”, 1996 14. Ресурсы сети интернет. Литература для ученика
1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 2. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 3. Ресурсы сети интернет.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1002 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |