Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа по внеурочной деятельности "Психология общения" 3-4 класс
12.12.2014, 19:30

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия» № 1

 

 

 

 

Рассмотрено  на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель: Е.И. Чирко

Протокол № 1от 27.08.2014г.

Согласовано:

Методический Совет

Председатель МС:

М.Г. Сайдалиева

Протокол №1 от 28.08.2014г.

 Утверждаю:

Директор МБОУ «Гимназия»№1

Э.В. Игошин

Приказ №411 от 29.08.2014г.

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Психология общения»

для 3 «А», «Б», «В», «Г» классов

2014-2015 учебный год

 

 

 

Составила: Чирко Е.И.

учитель высшей категории

 

 

 

город Нижневартовск

 

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка

2.  Содержание курса 

3. Учебно-тематический план или Структура курса

4. Ожидаемые результаты

5. Ресурсное обеспечение реализации Программы

6. Рекомендуемая литература

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психология общения» для 1-4 классов разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)
  • Курс «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко и   Программа формирования у детей эмоционально – волевой регуляции  «Шаг  навстречу»   Слободяник Н.П..
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

Переход общества к новому социально – экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной  ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; социально защищены,  вооружены средствами к непрерывному саморазвитию: развитыми потребностями на основе нравственной ориентации.

Саморазвитие начинается с формирования самооценки, интенсивное развитие которой приходится на период начальной школы. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. Поэтому велика необходимость в установлении контактов с окружающими, вплоть до сложных видов кооперации, то есть развития коммуникации во всех направлениях. Как невозможно развитие нравственных компетентностей без развития общения, так и развитие коммуникации необходимо сочетать с развитием нравственных компетенций.

Необходимость нравственно – этической ориентации учащихся и  развития коммуникации разработчики нового проекта государственных образовательных стандартов считают  одними из приоритетных задач школьного образования.

Миссия гимназии – «обеспечить каждому выпускнику его личностное саморазвитие», а цель начальной ступени образования  – «способствовать становлению свободной, здоровой личности, обладающей сформированной системой гуманистических ценностей, способной к саморазвитию и самосовершенствованию».

Встречающиеся случаи конфликтов, нетерпимости учащихся друг к другу, оскорблений, насилия в среде сверстников подтверждают факт, что процессы социального становления личности отстают от  требований современного образования  и возможностей учащихся, в том числе в гимназии. Особенно это актуально в начальных классах  в связи с  переходом учеников  в среднее звено школы и повышением значимости  общения в жизни будущего подростка.

 Младшему школьнику характерны произвольность поведения и появление рефлексии, которые создают возможность анализа и управления собственным поведением.  Но процессы становления  коммуникации и нравственно – этической ориентации    учащихся требуют глубокой целенаправленной работы.

Актуальность выбора курса определена тем, что необходимо обеспечить каждому выпускнику его личностное саморазвитие, научить общению в разных ситуациях.

 Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

·         соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

·         содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Для  выполнения поставленных задач  есть необходимость в разработке курса  «психология общения  – уроки нравственности» для начальной школы, а в условиях гимназии есть  возможность эти задачи выполнить. Программа сочетает в себе несколько разделов: развитие коммуникации и развитие ценностных ориентаций, рассчитанной на работу с детьми в течение всех лет обучения в начальном звене с 1 по 4 класс.

В основе данной комбинированной  разработки лежит концепция курса «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко и   программа формирования у детей эмоционально – волевой регуляции  «Шаг  навстречу»   Слободяник Н.П..

Материал структурирован новым способом, начиная с изучения самого себя к организации практической деятельности.

Подобраны  другие дидактические, диагностические  материалы, упражнения и игры.

Особенность, новизна данной  комбинированной разработки  заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепцию обновления образования. Материал  разработки  не дублирует содержания ни одной из описанных программ.

Цель  курса: Создать условия для развития у  детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.

Главная задача периода начальной школы – преодолеть эгоистическую позицию ребенка и формирование способности к децентрации, то есть способности ребенка встать на позицию другого человека и увидеть ситуацию с его точки зрения, установить контакт на основе моральных норм.  Эта задача является главной при освоении содержания данной разработки.

Задачи  курса :

1) пробуждать интерес ребенка  к самому себе, своему внутреннему духовному миру,

2) способствовать развитию «Я- концепции»,

3) способствовать пониманию внутреннего мира других людей  на основе децентрации личности,

4) знакомить учащихся  с социальными нормами, общечеловеческими ценностями,

5) способствовать развитию гражданской идентичности,

6) познакомить с возможностью управлять своим поведением,

7) учить согласовывать  усилия при сотрудничестве по достижению общей цели,

8) развивать  умения по передаче и получению информации,

9) способствовать появлению  опыта  первого самоанализа, саморегуляции поведения,

10) способствовать возникновению рефлексии.

Формы занятий:

Форма - развивающие занятия с элементами тренинга

 Используемые методы и приемы:

      - Дискуссия

- Психологические упражнения

- Психотехнические игры

- Ролевые игры

- Информирование

- Тестирование

- Моделирование жизненных ситуаций

Традиционная структура:  приветствие, разминка на сплочение группы, доверие; постановка проблемы, изучение уровня знаний учащихся при постановке проблемного вопроса, уточнение и обогащение их в ходе дискуссии; тренировка навыков поведения в ходе разрешения моделированной ситуации; рефлексия  занятия, ритуал прощания.

Основные методы и технологии

·         технология  обучения в сотрудничестве;

·         коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Данная программа рассчитана на 135 часов (33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа – 4 класс)

Продолжительность занятий  - 40 минут, 1 раз в неделю.

                                                                                            2. Содержание учебного курса

Основные положения концепции курса «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко и   программа формирования у детей эмоционально – волевой регуляции  «Шаг  навстречу»   Слободяник Н.П.,  положенных в основу данной разработки,  таковы.

Современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии человека опору на человековедческое знание и стимулирование  способности к самосовершенствованию, самоактуализации. Это основные  принципы и  данных программ.

Чем сложнее деятельность, тем значимее предварительная теоретическая ориентировка. А как отмечал Л.С.Выготский, ряд процессов без теоретического осмысления возникать вообще не может (в том числе осознание задач и возможностей самовоспитания, саморегуляции и др.).

Деятельность по самостроительству, бесспорно, относится к числу самых сложных.

С точки зрения гуманистической теории К. Роджерса все поведение человека регулируется объединяющим мотивом – тенденцией к актуализации, то есть сохранению и развитию себя, максимально выявляя свои лучшие качества, заложенные природой. В это понятие входят: принятие реальности мира, принятие себя и других, автономность суждений, доброжелательность к людям, различение цели и средств и др.

         Общепризнанно, что потребности – основа, определяющая интенсивность и направление развития личности. Источниками самодвижения личности  является потребность  улучшения и самосовершенствования личностью самой себя.

Высшие духовные потребности человека:

-в познании, в самоутверждении, безопасности, самоопределении, самоактуализации – это стремление к саморазвитию, направленное на созидание, улучшение  личностью самой себя (самосовершенствование).

О некоторых потребностях подробнее.

Потребность в самоопределении основывается на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей.

Самоопределение личности включает:

-процесс познания, направленный внутрь себя (самодиагностика: кто я? Что я?); выбор ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование, планирование себя, своего места в окружающем мире; изменение, формирование себя для достижения своих притязаний.  

Потребность в самоопределении является одной из ключевых.  В ее  основе  лежат «Я-концепция» и основы идентичности личности, становление предпосылок  которых идет уже в возрасте младших школьников.

Потребность в безопасности проявляется в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.). Потребность  в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении – тоже проявление потребности в безопасности.

Потребность в самовыражении – это трансформация  прежде всего половой потребности. В духовной сфере она порождает эстетические потребности. Критерием красоты и гармонии служит оценка окружающих,  поэтому  главной стороной этой  потребности  выступает  стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.

Для этого необходимо взаимодействие с группой, что требует развитой коммуникации.

Коммуникация -  многогранный процесс, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации.

Развитие коммуникативных компетенций необходимо во всех направлениях.

1. Развитие взаимодействия: преодоление эгоцентризма ребенка (децентрация), понимание  позиций других соучастников общения, уважение к иной точке зрения, умение отстаивать свою точку зрения цивилизованно,  понимание внутреннего мира других людей.

2. Развитие   сотрудничества: согласование усилий по достижению общей цели,   организация совместной деятельности. 

Неразрывна связь развития коммуникации с развитием  нравственных  ориентаций.

К личностным универсальным учебным действиям относятся учебные действия  и нравственно – этической ориентации, они предполагают смысловой и деятельностный компонент.

Смысловой компонент:уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия, уважение ценности семьи, следование моральным нормам и гордость за это, чувство стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент:выполнение норм и требований школьной жизни, осуществление прав и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников во всех видах  деятельности.

Контролирующую функцию регуляции поведения и деятельности в соответствии с социальными нормами  выполняет самооценка.  Развитая дифференцированная адекватная самооценка способствует появлению новообразования личности младшего школьника – рефлексии.

Развитие коммуникации должна быть целенаправленным и в сочетании с  развитием  нравственных ориентаций.

В курсе реализуются аспекты:

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Основные принципы распределения материала:

Учебный материал структурирован в 5 разделах.

Раздел1. «Кто я? Какой я?» Самопознание

Цель: Развитие умения понимать  себя и других.

Содержание раздела: Знакомство со своим именем, полным, разными его формами, историей своего имени и схожими именами  известных людей. Знакомство  с интересами, любимыми занятиями друг друга, характерами, способностями, структурой и составом семей, поиск общего  и различного. Обсуждение принадлежности к полу, особую роль  в обществе по задачам развития личности. Упражнения  на развитие «Я – Концепции». 

К концу обучения учащиеся должны знать некоторые особенности (имя, интересы, черты  характера)  свои и детей группы.

Раздел 2.«Живем без ссор» Основы общения

Цель: Развивать  умение строить общение.

Содержание раздела: Знакомство с основами общения: понятие, средства общения, роль эмоций в общении, обучение способам понимания и разрешения споров, не доводя их до ссоры и способам их разрешения  без ущерба для личности.

К концу обучения: иметь представление об основных эмоциях и способах их выражения. Уметь общаться: называть человека по имени, попросить, извиниться, простить, понять эмоциональное состояние собеседника, найти способы соучастия, уметь  выражать свои эмоции безопасно для окружающих, владеть некоторыми  способами  выхода из ссоры.

Раздел 3. «Правила нашей жизни». Знакомство с социальными нормами.

Цель: Учить строить общение в соответствии с социальными нормами.

Содержание раздела: Знакомствос конвенциальными правилами жизни:

-ритуально – этикетными: культура внешнего вида, правила и форма обращения к людям,  организационно - административными: - правила поведения в школе, на улице, в общественных местах;

- и   моральными:

физическая неприкосновенность личности,  сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления, нанесение обид другим людям),  законность слов и поступков и ответственность за них,  альтруистическое поведение (помощь, щедрость).

Освоение материала  идет от  конвенциальных к моральным нормам.

К концу обучения: учащиеся должны иметь знания о конвенциальных и моральных нормах, понимать их приоритеты. Уметь контролировать свое поведение в пределах знакомых правил.

Раздел 4.  «Учимся дружить!».Сотрудничество

Цель: Формировать навыки эффективного  сотрудничества.

Содержание раздела: Организация совместной деятельности в группах: написание письма заболевшему другу, поздравление товарища, совместная поделка, обучение новой игре, совместное выполнение творческой работы – коллажа.

К концу обучения: учащиеся должны иметь положительный опыт сотрудничества в совместной деятельности.

Раздел5. Подведение итогов

  • Оценить результаты работы и создать настрой на дальнейшее взаимодействие.

Содержание раздела:Итоговая диагностика, рефлексия, совместное радостное событие (чаепитие, творческая работа).

К концу обучения: иметь адекватную дифференцированную самооценку, умение понимать позицию партнеров и  согласовывать усилия по достижению цели с ними, проявлять духовные потребности и  желание заботиться о других.

3. Учебно-тематический план 1 – 4 классы

 

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел1.

«Кто я? Какой я?» Самопознание.

1.Мое имя.

1. Кто «Я»?.  Мое имя. История моего имени .

1.Имя – судьба?

Значение имени. Великие люди с таким же именем.

1.Кто я? Какой я?

Автопортрет.

 

2.Какой я? Автопортрет

2. Какой я?

Автопортрет

2. Какой я?

Автопортрет

2. Характеры разные.

Мой характер

 

3,4.Мои любимые занятия и интересы.

3.Какой я?

Мои  интересы.

 

3,4.Мои привычки, полезные и неполезные.

3.Мои способности.

Кем быть?

 

 

4.Моя семья и ее интересы.

5. Мои способности.

4.Кто я: девочка или мальчик?

Роль женщины в жизни общества.

 

5.Моя семья.

5.Животные в моем доме.

6,7.Умение сделать выбор,  сказать «Нет»

5.Женственность

 

 

 

 

6.Роль мужчины в жизни общества

 

 

 

 

7.Мужественность

Раздел 2.

«Живем без ссор».

Основы общения.

6.Что такое общение

6.Роль эмоций в общении и способы их выражения.

8.Конфликт с разных сторон

 

 

7.Языки общения: Мимика

7. Знакомство с эмоциями. Радость.

Печаль. Горе

9.Игры по правилам как способ избежать конфликта.

 

 

8.Язык движений

8. Знакомство с эмоциями. Страх. Удивление.

10, 11. Как правильно ссориться.

 

 

9.Общение жестами

9,10. Знакомство с эмоциями. Гнев. Конфликты: повод, причины.

 

 

 

10.Общение через прикосновение

11. Знакомство с эмоциями.

Стыд. Чувство вины.

 

 

 

11. Учимся слушать.

12.Эмоции – наши друзья и наши враги

 

 

 

 

13.Меняем настроение.

 

 

Раздел 3.«Правила нашей жизни».

Знакомство с социальными нормами.

12.Правила этикета. Правила и форма обращения к людям.

Слова вежливости.

14.Моральные правила: альтруистическое поведение – оказание помощи.

12. Моральные нормы.

(Критика, комплимент, лесть).

8. Права и обязанности ребенка и других членов общества.

(Психологическое давление)

 

13.Административные правила:

школьное поведение

15.Право человека на личную собственность.

13.Моральные нормы:

право на информацию.

9.Моральные нормы:

совесть.

 

14. Права человека: физическая неприкосновенность личности.

 

 

10.Моральные нормы: добро.

 

15. Моральные нормы: сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления).

 

14.Правила законности поступков (воровство, попрошайничество, вымогательство).

11. Моральные нормы:

верность.

 

 

 

 

12. Моральные нормы:щедрость.

 

 

 

 

13 Морал.нормы:

благородство.

 

 

 

 

14.Общечеловеческие ценности.

Понятие о счастье.

Раздел 4.«Учимся дружить!».

Сотрудничество

16. Организация общего дела: пишем письмо заболевш. другу.

16.Организаци поздравления товарища.

15. Совместная поделка.

 

15. Совместный коллаж

«Город счастья»

 

 

 

16. Составление совместного коллажа «Наш класс»

16.Обучение друг друга новой игре.

Раздел5.

Подведение итогов.

17.Диагностика

17.Диагностика

17.Диагностика

17.Диагностика

 

18.Итоговое занятие

18.Итоговое занятие

18.Итоговое занятие

18.Итоговое занятие

3 класс       Учебно – тематический план

раздел

темы

цели занятия

часы

Раздел1.

«Кто я? Какой я?» Самопознание.

1,2,3 имя – судьба?

Значение имени. Великие люди с таким же именем.

Создать условия для сближения детей друг с другом, сплочения группы, развивать интерес к самопознанию. Вызвать чувство гордости.

3

 

4,5. Какой я?

Автопортрет

Создать условия для сближения детей друг с другом.

Учить анализировать собственную внешность и особенности личности, учить видеть изменения и во внешности, и в личности.

2

 

6,7,8 Мои привычки, полезные и неполезные.

Соверш. навыки самоанализа.

Учить анализировать собственное поведение.

Учить приемлемым способам избавления от вредных привычек.

3

 

9. Мои способности.

Учить детей осознавать свои способности и возможность саморазвития.

Формировать у детей желание развивать свои способности.

2

 

10,11,12.Умение сделать выбор,  сказать «Нет»

Учить детей говорить «нет!»; помочь им осознать ответственность за свой выбор.

3

Раздел 2.

«Живем без ссор».

Конфликты.

13,14.Конфликт с разных сторон

Учить детей понимать позиции других сторон конфликта. Развивать способность к децентрации. Развивать у детей навыки позитивного социального поведения, показать важность способности ладить с другими.

2

 

15,16.Игры по правилам как способ избежать конфликта.

Учить детей правилам позитивного социального поведения во время общения для избегания конфликта.  Показать важность способности ладить с другими.

2

 

17,18. Как правильно ссориться.

Учить детей правилам позитивного социального поведения в процессе  конфликта.  Показать важность способности ладить с другими.

2

Раздел 3. «Правила нашей жизни»

Социальные нормы.

19,20,21. Моральные нормы.

(Критика, комплимент, лесть).

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: общение с уважением личности другого человека (как сделать замечание,  комплимент, отношение людей к лести).

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.

3

 

22,23.Моральные нормы:

право на информацию.

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: право человека на информацию, отношение к искажению информации.

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.

2

 

24,25.Правила законности поступков (воровство, попрошайничество, вымогательство).

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: право на личную собственность, отношение к попрошайничеству, обязанности  государства по охране собственности человека от посягательств – воровства и вымогательства.

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.

2

Раздел 4.  «Учимся дружить!».

Сотрудничество.

26,27. Изготовление совместной поделки.

 

Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения уступить, отстоять свои интересы.

2

 

28,29. Составление совместного коллажа «Наш класс»

Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения уступить, отстоять свои интересы в ходе сотрудничества.

2

Раздел5.

Подведение итогов.

30,31,32,33.Диагностика

Определить итоговый уровень развития ценностно-ориентационных и коммуникативных умений.

4

 

34.Итоговое занятие

Подвести итоги занятий, способствовать появлению   рефлексии.

Помочь оценить радость от общих занятий, общения.

1

 

Всего 34 часа

4 класс           Учебно – тематический план

раздел

темы

цели занятия

часы

Раздел1.

«Кто я? Какой я?» Самопознание.

1.Кто я? Какой я?

Автопортрет.

Создать условия для сближения детей друг с другом.

Совершенствовать навыки самоанализа и самооценки. Продолжать учить видеть изменения и во внешности, и в личности.

1

 

2,3. Характеры разные.

Мой характер

Учить выделять черты характера у себя и других, видеть свои сильные и слабые стороны.  Совершенствовать навыки самоанализа.

2

 

4,5.Мои способности.

Кем быть?

Помочь детям в осознании своих возможностей и способностей; развивать желание преодолевать неумение и развивать стремление самосовершенствоваться.

2

 

6.Кто я: девочка или мальчик?

Роль женщины в жизни общества.

Помочь детям в осознании особенностей поведения в зависимости от полового различия. Способствовать возникновению позитивных чувств   при осознании своей половой роли, желания совершенствовать свои способности.

1

 

7,8.Женственность

Помочь детям в осознании особенностей поведения в зависимости от полового различия. Способствовать возникновению позитивных чувств   при осознании своей половой роли, желания совершенствовать свои способности.

2

 

9.Роль мужчины в жизни общества

Помочь детям в осознании особенностей поведения в зависимости от полового различия. Способствовать возникновению позитивных чувств   при осознании своей половой роли, желания совершенствовать свои способности.

1

 

10,11.Мужественность

Помочь детям в осознании особенностей поведения в зависимости от полового различия. Способствовать возникновению позитивных чувств   при осознании своей половой роли, желания совершенствовать свои способности.

2

Раздел 3.«Правила нашей жизни».

Знакомство с социальными нормами.

12,13. Права и обязанности ребенка и других членов общества.

(Психологическое давление)

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: право человека на собственное мнение, интересы,  отношение к способам психологического давления.

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.

2

 

14,15.Моральные нормы:

совесть.

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения и способами их регулирования – совестью.

Формировать понимание значимости проявления чувства стыда, способствовать совершению действия  по совести в  ситуации морального выбора.

2

 

16,17.Моральные нормы: добро.

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения.

Формировать понимание значимости проявления доброты, оказания помощи.

2

 

18,19. Моральные нормы:

верность.

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения.

Формировать понимание значимости проявления верности.

2

 

20,21. Моральные нормы:

щедрость.

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения.

Формировать понимание значимости проявления щедрости.

2

 

22,23 Моральные нормы:

Благородство.

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения.

Формировать понимание значимости проявления благородства.

2

 

24.Общечеловеческие ценности.

Понятие о счастье.

Способствовать развитию интереса детей к размышлениям об общечеловеческих ценностях. Совершенствовать навыки самоанализа.

1

Раздел 4.«Учимся дружить!».

Сотрудничество.

25,26,27. Совместный коллаж

«Город счастья»

Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения уступить, отстоять свои интересы в ходе сотрудничества.

3

 

28,29.Обучение друг друга новой игре.

Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения терпеливо и понятно объяснять, учитывая позицию собеседника в ходе сотрудничества.

2

Раздел5.

Подведение итогов.

30,31,32,33.Диагностика

Определить итоговый уровень развития ценностно-ориентационных и коммуникативных умений.

4

 

34.Итоговое занятие

Подвести итоги занятий, способствовать появлению   рефлексии.Помочь оценить радость от общих занятий, общения.

1

 

Всего 34 ч

4. Ожидаемые результаты

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов

приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торого  немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

К концу обучения ожидаемые результаты реализации программы:

- расширение сферы потребностей личности учащихся,

-децентрация личности учащихся,

-наличие адекватной дифференцированной самооценки,

-умение согласовать усилия по достижению цели с партнерами.

Критерии и механизмы оценки достижения планируемых результатов

-ориентация учащихся на моральное содержание в ситуации, требующей морального выбора 

          (Методика на выявление уровня моральной децентрации, Ж. Пиаже, по рассказу «Булочка» из книги  «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.69),

-развитие адекватной дифференцированной самооценки

(Методика «Кто я?», модификация методики М.Куна из книги «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.56),

-учет позиции партнера по общению

(методика «Кто прав?»Г.А.Цукерман и др. из книги  «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.131),

-согласование усилий по достижению цели с партнерами

(задание «Рукавички» Г.А.Цукерман из книги  «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.132),

-способность передавать и получать информацию

(задание «Дорога к дому», модифицированный вариант из книги «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.133),

- от эготропных  «для себя»  к аллотропным («для всех») и увеличение процента желаний, связанных с духовными ценностями, по сравнению с процентом желаний, связанных с материальными ценностями,

 (методика «Три желания» - модификация методики «Цветик - семицветик» из книги «Воспитательная практика: изучение эффективности» под редакцией Е.Н.Степанова, 2000 год),

5. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или педагог – психолог

 Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок.
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Интерактивная доска.
  5. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи

6.  Рабочие тетради, цветные карандаши, материалы для коллажей и музыка, игровая атрибутика для игр и упражнений.

 Литература для учителя

1.«Азбука мудрости» под редакцией

2.Белопольская И.Л. «Азбука настроений», М., Когито-центр, 1994

3.Вачков И.В. «Психологическая азбука для первоклассников» г.»Школьный психолог», № 14,2000

4.«Воспитательная практика: изучение эффективности» под редакцией Е.Н.Степанова, М., Творческий центр, 2000

5.Дубровина И.В. «Психология для 3-11 классов», М.,2007

6.ахаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка», М., 1989

7.Захаров А.И. «Как преодолеть страх у детей», М., 1989

8.Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения», С.- П., 1998,

9.Казанский О.А. «Игры в самих себя», М., 1994

10.«Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, Академия развития, 1996

11.Козлова С.Я. «Я - Человек» (программе социального развития ребенка ), М., 1999

12.Кривцова С. «Жизненные навыки», г.»Школьный психолог», 314, 2000

13.Лаврентьев Л.И., Куликов Н.И, Ерина И.Э. «Школа и нравственное воспитание личности», М.,1998

14.Ладыженская Т.А. «Детская риторика»,  М.  «Просвещение», 1999

15. Лопатина А., Скребцова М. «Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 5. Азбука мудрости», М., Сфера, 1999

16. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», М., Сфера, 1996

17.Пахомова О. и др. «Психология 2 класс. Драка с разных точек зрения», 1995

18.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.. «Толковый словарь русского языка», М.,2000

19.Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса», М., «Народное образование», 2000,

20.Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», М., 2003,

21.Слободяник Н.П. «Шаг навстречу», М., Айрис-пресс,2004.

22.Слободяник Н.П. «Я учусь владеть собой»,  М.,2003,

23. «Хрестоматия для маленьких», составитель Богомолова А.А., М., «Просвещение»,   1976

24. Хухлаева О.В. «Лесенка радости», М., Совершенство, 1998

25.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я», М.,»Генезис», 2006

26.Чистякова Г.И. «Психогимнастика», М., Просвещение, Владос, 1990

27.Шитякова Н. , Феоктистова Т.. «Программа духовно- нравственного воспитания   дошкольников»,  ж.  «Д. воспитание» № 6 1999г.

28. Щуркова Н.Е. «Программа воспитания школьника», М.,2001,

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Elena_Ivanovna
Просмотров: 2569 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: