Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

АМО на уроках русского языка в 1 классе

Активные методы обучения на уроках русского языка в 1 классе начальной школы

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс – и я пойму,

Отойди – и я буду действовать.

Китайская пословица

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) http://www.fgos- kurgan.narod.ru/norm_federal.htm)

Главная задача учителя – развить у обучающихся интерес к учению, научить учиться. Этому могут способствовать активные методы обучения (АМО).

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Есть и отрицательные стороны АМО:

1. АМО не могут преодолеть нежелание ученика участвовать в процессе обучения.

2. Для некоторых обучающихся АМО создают внутренний дискомфорт, т.к. обучение строится по-другому.

3. При выступлении участника от группы может доминировать одно мнение, хотя мнений может быть выслушано много.

4. Для некоторых детей работа в команде – способ ничего не делать.

5. Если учитель не владеет методикой АМО, то процесс обучения не получится.

На уроках русского языка в начальной школе можно использовать активные методы обучения: кластер, проблемные ситуации, творческие работы, метод проектов, работа с текстом, драматизация, синквейн, лэпбук.

Для создания эмоционального настроя можно использовать АМО:

метод «Комплименты», «Цепочка», «Приветствие», «Поздоровайся локтями».

В основной части урока: метод «Доска объявлений», «Можно я задам вопрос?» Отрабатывается умение задавать вопросы по определённой теме, по тесту учебника. Метод «Ульи» обсуждение в группе 1-2 минуты определённого вопроса. Метод «Светофор»: у всех зелёная и красная карточка. Если ученики согласны с написанием, то зелёная карточка, если нет – красная. Чтобы на уроке отвечали все дети, а ни одни и те же, использую метод «Волшебный мешочек». Фамилии и имена учеников записаны на листочках, лежат в мешочке, учитель или ребята достают лист, к доске идёт тот, чью фамилию достали. В работе по созданию текста (подготовка к написанию изложений и сочинений) методы «Цепочка», «Творческая мастерская», «Познакомимся с игрушкой», «Создание текста». ФГОСом определена проектная деятельность по каждому предмету. Использую американский метод «Составление лэпбука». Работа в группах.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе «наколенная книга». Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, который прорабатываем. Учебный материал интересно оформлен в разных мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п.

Для релаксации применяю метод «Физкультминутка», «Ленивая кошечка», «Стряхиваем воду с пальцев» и др.

Для рефлексии метод «Ромашка» ученики отвечают на вопросы, которые записаны на лепестке ромашки. Метод «ХИМС» (Хорошо, Интересно, Мешало, Возьму с собой).

Для развития критического мышления, внимательного отношения к этапам урока использую метод «Мудрая сова». В конце урока ученик говорит о достигнутой им цели, определяет, что нужно закрепить, выделяет для себя вопрос, на который дома нужно будет найти более полный ответ.

Учителю надо утвердиться в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» (Дьёрдь Пойа).

Список литературы:

1. Абрамова Т.А. Игротехнические приёмы. Рекомендации для игровых занятий в школе. СПб: Образование, 1992

2. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: Рекомендации по разработке и применению. Учебно – методическое пособие, СПб: СПбГИЭУ, 2010

4. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научно – методическое пособие – М: Высшая школа, 1991

5. Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.1999

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena_Ivanovna (17.06.2017)
Просмотров: 962 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: