Главная » Статьи » Мои статьи |
Активные методы обучения на уроках русского языка в 1 классе начальной школы Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я вспомню, Вовлеки меня в процесс – и я пойму, Отойди – и я буду действовать. Китайская пословица Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) http://www.fgos- kurgan.narod.ru/norm_federal.htm) Главная задача учителя – развить у обучающихся интерес к учению, научить учиться. Этому могут способствовать активные методы обучения (АМО). Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других. Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Есть и отрицательные стороны АМО: 1. АМО не могут преодолеть нежелание ученика участвовать в процессе обучения. 2. Для некоторых обучающихся АМО создают внутренний дискомфорт, т.к. обучение строится по-другому. 3. При выступлении участника от группы может доминировать одно мнение, хотя мнений может быть выслушано много. 4. Для некоторых детей работа в команде – способ ничего не делать. 5. Если учитель не владеет методикой АМО, то процесс обучения не получится. На уроках русского языка в начальной школе можно использовать активные методы обучения: кластер, проблемные ситуации, творческие работы, метод проектов, работа с текстом, драматизация, синквейн, лэпбук. Для создания эмоционального настроя можно использовать АМО: метод «Комплименты», «Цепочка», «Приветствие», «Поздоровайся локтями». В основной части урока: метод «Доска объявлений», «Можно я задам вопрос?» Отрабатывается умение задавать вопросы по определённой теме, по тесту учебника. Метод «Ульи» обсуждение в группе 1-2 минуты определённого вопроса. Метод «Светофор»: у всех зелёная и красная карточка. Если ученики согласны с написанием, то зелёная карточка, если нет – красная. Чтобы на уроке отвечали все дети, а ни одни и те же, использую метод «Волшебный мешочек». Фамилии и имена учеников записаны на листочках, лежат в мешочке, учитель или ребята достают лист, к доске идёт тот, чью фамилию достали. В работе по созданию текста (подготовка к написанию изложений и сочинений) методы «Цепочка», «Творческая мастерская», «Познакомимся с игрушкой», «Создание текста». ФГОСом определена проектная деятельность по каждому предмету. Использую американский метод «Составление лэпбука». Работа в группах. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе «наколенная книга». Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, который прорабатываем. Учебный материал интересно оформлен в разных мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п. Для релаксации применяю метод «Физкультминутка», «Ленивая кошечка», «Стряхиваем воду с пальцев» и др. Для рефлексии метод «Ромашка» ученики отвечают на вопросы, которые записаны на лепестке ромашки. Метод «ХИМС» (Хорошо, Интересно, Мешало, Возьму с собой). Для развития критического мышления, внимательного отношения к этапам урока использую метод «Мудрая сова». В конце урока ученик говорит о достигнутой им цели, определяет, что нужно закрепить, выделяет для себя вопрос, на который дома нужно будет найти более полный ответ. Учителю надо утвердиться в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» (Дьёрдь Пойа). Список литературы: 1. Абрамова Т.А. Игротехнические приёмы. Рекомендации для игровых занятий в школе. СПб: Образование, 1992 2. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: Рекомендации по разработке и применению. Учебно – методическое пособие, СПб: СПбГИЭУ, 2010 4. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научно – методическое пособие – М: Высшая школа, 1991 5. Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.1999 | |
Просмотров: 962 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |