Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

тест как форма контроля
1. Способы формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка.

Изучение русского языка в начальных классах должно быть направлено на:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-нравственного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Выпускник начальной школы должен владеть базовыми компетенциями, сформированными на уроках русского языка: языковой, коммуникативной и речевой, культурологической.

С.В. Иванов, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка МПГУ в статье «Русский язык в школе: проблемы предмета» (Начальная школа, 2002, №9) говорит о том, что необходимо уже в начальной школе приступать к систематическому изучению русского языка, т.е. начинать преподавать его линейно, не нарушая научную логику, т.к. изучение языка не терпит фрагментарности и нарушения собственных законов.

Что же нужно делать, чтобы «умение» переросло в «навык»? Ответов получим два:

1)      Нужно объяснить ученику причины появления самого правила (то, на каких лингвистических законах оно базируется);

2)      Необходим постоянный тренинг.

Осознанное письмо для ученика – это умение найти «ошибкоопасное» место в слове, знание орфографического правила, связанного с этим «ошибкоопасным» местом, и способность применить это правило. Регулярный тренинг, иными словами – писать, писать и еще раз писать, причем писать по-разному.

На протяжении педагогической деятельности у меня сложилась своя система работы преподавания предмета. В нее входят:

1.      Четкий понедельный ритм (исключая дни контрольных работ).

Понедельник – работа со словарными словами, синонимами, антонимами, фразеологизмами.

Вторник – синтаксический разбор, морфологический разбор.

Среда – морфемный разбор.

Четверг – фонетический разбор.

Пятница – работа с грамматическими заданиями.

2.      Контроль за формированием навыков (каждая третья неделя месяца - маленькие срезовые работы по каждому ритму).

3.      Система тренировочных упражнений.

4.      Использование приемов, предупреждающих ошибки.

Поэтому материалы, данные в КИМах, адаптирую в недельном ритме в виде грамматических заданий, применяя методы активного обучения.

И.Д. Зверев дает определение методам обучения: «Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессов учителем»). К ним относятся проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа.

Это создает ситуацию успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Придает уверенность. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. Использование принципа «мини-макси» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке (работа в парах).

У ученика исчезает страх перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции.

 

2. Роль тестовых заданий и тестов в процессе обучения.

Итоговой работой за курс начальной школы в последнее время является тест. Поэтому провожу промежуточные (полугодие) и итоговые тесты за каждый класс в недельном ритме «Грамматические задания».

Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен давать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своего учения. Эту задачу можно решить с помощью тестов и заданий тестового характера.

Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала.

Важно, чтобы вопросы и задания такой работы развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определенных способов действий. В тестах по русскому языку целесообразно использовать задания открытого и закрытого типа.

«Тест» в переводе с английского – испытание, исследование. Можно сказать, что «тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К. Майоров).

Тестовые задания представляют собой исходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания.

В недельном ритме использую тестовые задания. Здесь обеспечивается соответствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Тестовые задания могут быть следующими:

·              Задания закрытого типа с выбором ответа.

       Ученик выбирает правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее 3-4 вариантов ответов. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и сообразительности.

Например:

Укажи признаки однокоренных слов:

а) близкие по значению;

б) отвечают на один и тот же вопрос;

в) имеют одни и те же части слов;

г) имеют общий корень.

Ответ: а), г).

·                                            Задания, требующие альтернативных ответов, предусматривают два варианта ответов: да – нет.

Например:

Прав ли Вова, утверждая, что в слове «сказка» два звука [с]?

а) да,   б) нет.

Ответ: а).

·        В заданиях на установление соответствия необходимо найти или приравнять части, понятия, восстановить связи между элементами двух списков.

Например: Соедини проверяемое и проверочное слова:

1) плот

а) с плодами

2) плод

б) на плоту

3) лук

в) с луком

4) луг

г) на лугу

5) молот

д) молодой

6) молод

е) с молотом

 

Ответ: 1б); 2а); 3в); 4г); 5д); 6е).

·  Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепления алгоритмов.

· Например: Восстанови порядок действий при написании слов с безударными гласными в корне слова:

1)      под ударением …;

2)      ставлю его под ударение;

3)      пишу ту же гласную в безударном слоге;

4)      слышу в корне безударный гласный А или И.

Ответ: 4; 2; 1; 3.

Для выполнения задания открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильных ответов.

Например: Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, нужно…

Этот вид заданий может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фраз.

Тестовые задания могут выполняться в классе и дома. Тесты и тестовые задания помогут не только усвоить учебный материал по грамматике и орфографии, но и воспитают самооценку у младших школьников, что окажет положительное влияние на развитие самостоятельности учащихся.

 

 

3. Этапы формирования навыка

Задания составляют так, чтобы ученики закрепили и отработали теоретический материал, полученный на уроках, в недельных ритмах. Разбираются 3-4 задания за урок из разных разделов русского языка.

 

Этапы формирования навыка:

I.                   1-2 классы

1.      Знакомство с терминологией.

2.      Поиск пути выполнения задания.

Здесь нужно сравнить, выбрать наиболее рациональный путь.

II.                3 класс.

Этап формирования правильности выполнения заданий.

В этот период происходит совершенствование использования найденного алгоритма выполнения заданий. Задания на карточках могут даваться в виде домашнего задания. Либо тетрадь: О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала».

III.             4 класс.

Формирование скорости выполнения заданий.

По указанию учителя дети приступают к выполнению работы.

Задания недельного ритма рассчитано на 10-12 минут.

В 4 классе можно давать тесты итоговой аттестации (много разных авторов), выполнение которых рассчитано на урок.

Главным источником формирования данных навыков является творчество учителя – ведь никто лучше него не знает, какого рода задания нужны ученикам его конкретного класса в каждый момент обучения.




Источник: http://lena71chirko.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: Мои статьи | Добавил: Elena_Ivanovna (22.02.2013)
Просмотров: 796 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: