Главная » Статьи » Мои статьи |
1. Способы формирования коммуникативной
компетентности младших школьников на уроках русского языка.
Изучение русского языка в начальных классах должно быть направлено на: - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, интуиции и «чувства языка»; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; - воспитание позитивного эмоционально-нравственного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Выпускник начальной школы должен владеть базовыми компетенциями, сформированными на уроках русского языка: языковой, коммуникативной и речевой, культурологической. С.В. Иванов, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка МПГУ в статье «Русский язык в школе: проблемы предмета» (Начальная школа, 2002, №9) говорит о том, что необходимо уже в начальной школе приступать к систематическому изучению русского языка, т.е. начинать преподавать его линейно, не нарушая научную логику, т.к. изучение языка не терпит фрагментарности и нарушения собственных законов. Что же нужно делать, чтобы «умение» переросло в «навык»? Ответов получим два: 1) Нужно объяснить ученику причины появления самого правила (то, на каких лингвистических законах оно базируется); 2) Необходим постоянный тренинг. Осознанное письмо для ученика – это умение найти «ошибкоопасное» место в слове, знание орфографического правила, связанного с этим «ошибкоопасным» местом, и способность применить это правило. Регулярный тренинг, иными словами – писать, писать и еще раз писать, причем писать по-разному. На протяжении педагогической деятельности у меня сложилась своя система работы преподавания предмета. В нее входят: 1. Четкий понедельный ритм (исключая дни контрольных работ). Понедельник – работа со словарными словами, синонимами, антонимами, фразеологизмами. Вторник – синтаксический разбор, морфологический разбор. Среда – морфемный разбор. Четверг – фонетический разбор. Пятница – работа с грамматическими заданиями. 2. Контроль за формированием навыков (каждая третья неделя месяца - маленькие срезовые работы по каждому ритму). 3. Система тренировочных упражнений. 4. Использование приемов, предупреждающих ошибки. Поэтому материалы, данные в КИМах, адаптирую в недельном ритме в виде грамматических заданий, применяя методы активного обучения. И.Д. Зверев дает определение методам обучения: «Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессов учителем»). К ним относятся проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа. Это создает ситуацию успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Придает уверенность. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. Использование принципа «мини-макси» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке (работа в парах). У ученика исчезает страх перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции. 2. Роль тестовых заданий и тестов в процессе обучения. Итоговой работой за курс начальной школы в последнее время является тест. Поэтому провожу промежуточные (полугодие) и итоговые тесты за каждый класс в недельном ритме «Грамматические задания». Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен давать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своего учения. Эту задачу можно решить с помощью тестов и заданий тестового характера. Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала. Важно, чтобы вопросы и задания такой работы развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определенных способов действий. В тестах по русскому языку целесообразно использовать задания открытого и закрытого типа. «Тест» в переводе с английского – испытание, исследование. Можно сказать, что «тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К. Майоров). Тестовые задания представляют собой исходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания. В недельном ритме использую тестовые задания. Здесь обеспечивается соответствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Тестовые задания могут быть следующими: · Задания закрытого типа с выбором ответа. Ученик выбирает правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее 3-4 вариантов ответов. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и сообразительности. Например: Укажи признаки однокоренных слов: а) близкие по значению; б) отвечают на один и тот же вопрос; в) имеют одни и те же части слов; г) имеют общий корень. Ответ: а), г). · Задания, требующие альтернативных ответов, предусматривают два варианта ответов: да – нет. Например: Прав ли Вова, утверждая, что в слове «сказка» два звука [с]? а) да, б) нет. Ответ: а). · В заданиях на установление соответствия необходимо найти или приравнять части, понятия, восстановить связи между элементами двух списков. Например: Соедини проверяемое и проверочное слова:
Ответ: 1б); 2а); 3в); 4г); 5д); 6е). · Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепления алгоритмов. · Например: Восстанови порядок действий при написании слов с безударными гласными в корне слова: 1) под ударением …; 2) ставлю его под ударение; 3) пишу ту же гласную в безударном слоге; 4) слышу в корне безударный гласный А или И. Ответ: 4; 2; 1; 3. Для выполнения задания открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильных ответов. Например: Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, нужно… Этот вид заданий может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фраз. Тестовые задания могут выполняться в классе и дома. Тесты и тестовые задания помогут не только усвоить учебный материал по грамматике и орфографии, но и воспитают самооценку у младших школьников, что окажет положительное влияние на развитие самостоятельности учащихся. 3. Этапы формирования навыка Задания составляют так, чтобы ученики закрепили и отработали теоретический материал, полученный на уроках, в недельных ритмах. Разбираются 3-4 задания за урок из разных разделов русского языка. Этапы формирования навыка: I. 1-2 классы 1. Знакомство с терминологией. 2. Поиск пути выполнения задания. Здесь нужно сравнить, выбрать наиболее рациональный путь. II. 3 класс.Этап формирования правильности выполнения заданий. В этот период происходит совершенствование использования найденного алгоритма выполнения заданий. Задания на карточках могут даваться в виде домашнего задания. Либо тетрадь: О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала». III. 4 класс. Формирование скорости выполнения заданий. По указанию учителя дети приступают к выполнению работы. Задания недельного ритма рассчитано на 10-12 минут. В 4 классе можно давать тесты итоговой аттестации (много разных авторов), выполнение которых рассчитано на урок. Главным источником формирования данных навыков является творчество учителя – ведь никто лучше него не знает, какого рода задания нужны ученикам его конкретного класса в каждый момент обучения. Источник: http://lena71chirko.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1 | |||||||||||||
Просмотров: 796 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |