Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на ГМО январе 2014 учебного года

Проектно – исследовательская деятельность

как средство формирования ключевых компетенций и творческих способностей

в свете ФГОС

Не существует сколько-нибудь достоверных 
тестов на одаренность, кроме тех, которые 
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе». 
А.Н. Колмогоров

       В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.

Компетенция в переводе с латинского (competentia).

Термин "компетенция" имеет два значения:

 1) круг полномочий какого-либо лица;

 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом.

 Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем. 

       Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков качеств. Одним из важных аспектов организации обучения в современной школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формированию ключевых компетентностей.       Само понятие «ключевые компетенции» предопределяет то, что они являются ключом, основанием для других, специальных, предметно-ориентированных. Кроме того, владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: профессиональной, общественной, а так же и личной жизни.  В настоящее время не существует единого подхода к трактовке понятия «ключевые компетенции». Однако сформулированы их существенные признаки:

- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные  средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);

-  ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

       Ключевые компетенции имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий.

       Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса.

Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений, поэтому перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.

     Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, как отмечает Александр Ильич Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся

умение ориентироваться в информационном пространстве
умение самостоятельно конструировать свои знания
умение интегрировать знания из различных областей наук
умение критически мыслить.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
самостоятельную деятельность ученика структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы над проектом или исследованием

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

-фильм, макет, сборник и т.д.

-конференция, праздник и т.д.

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору и т.д.

Формулировка задач (для чего?)

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 Этап: представление готового продукта (презентация).

Представление результата работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 Этап: оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

 

 

Структура исследования

Ход исследовательской работы (на примере):

Этапы занятия

Деятельность на занятии

1.Выбор темы исследования.

Цветы для мамы.

2.Постановка целей исследования.

Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.

3.Задачи исследования.

Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.

4.Объект, предмет и база исследования

Луковицы цветов.

5.Гипотеза исследования.

Можно создать условия для цветения цветов зимой.

6.Методы исследования.

Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.

7.План исследования.

-изучение информации о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

8.Самостоятельная деятельность.

-изучение информации о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

9.Результаты исследования.

Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.

10.Представление и защита проекта.

Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.

11.Выработка решения.

При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.

12.Оценивание исследовательской деятельности.

Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.

 

 

В основе исследовательской и проектной деятельности лежат развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.                                                  

 «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица).                

Проектную и исследовательскую деятельность учителя гимназии осуществляют в урочной и внеурочной деятельности.

 

Внеурочная деятельность

МБОУ «Гимназия №1» 2013-2014 учебный год

(интеграция с учебными предметами)

 

Направления развития личности

Наименование рабочей программы, формы организации ВД

1 класс

2 класс

3 класс

Спортивно - оздоровительное

Игры народов Севера

Беседы о ЗОЖ «Полезные ривычки»

(окружающий мир, литературное чтение, физкультура)

Игры народов Севера

Беседы о ЗиБОЖ «Полезные привычки»

(окружающий мир, литературное чтение, физкультура)

Северное многоборье

Беседы о ЗиБОЖ «Полезные ривычки»

(окружающий мир, литературное чтение, физкультура)

Духовно-нравственное

Клуб «Истоки»

Экологическая тропинка изучаем родной край» (окружающий мир)

Клуб «Истоки»

Экологическая тропинка изучаем родной край»

(окружающий мир)

Клуб «Истоки»

Экологическая тропинка изучаем родной край»

(окружающий мир)

Социальное

Факультатив «Психология общения»

Кружок «ОчУмелые ручки» (технология, окружающий мир, математика)

Проектная деятельность

Кружок «ОчУмелые ручки»

(технология, окружающий мир

Проектная деятельность

Кружок «ОчУмелые ручки»

(технология, окружающий мир

Общеинтеллектуальное

Шахматный клуб

Факультатив «Инфознайка» (математика)

Факультатив «Заниматика»

Легоконструирование

(математика, русский язык, литературное чтение)

Клуб «Внеклассное чтение»

Легоконструирование

(русский язык, литературное чтение)

Общекультурное

Факультатив «Детская риторика»

Классный час (беседы, диспуты, экскурсии, соревнования)

(литературное чтение, русский язык)

Олимпиады, конкурсы, викторины)

Классный час (беседы, диспуты, экскурсии, соревнования)

(математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир)

Олимпиады, конкурсы, викторины)

Классный час (беседы, диспуты, экскурсии, соревнования)

(математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир)

 

 

 

Можно интегрировать учебную деятельность.

Старик и золотая рыбка. Уроки ИЗО и технологии. 1 класс. Коллективная работа.
Аквариум. Уроки ИЗО и технологии. 2 класс. Коллективная работа.
Русская красавица. «Веселый девичий хоровод». 2 класс. Урок ИЗО и технологии. Коллективная работа.
Герои из сказок. Уроки технологии. 2 класс. Индивидуальная работа.
Не делай из мухи слона. Мухослон. Уроки ИЗО и технологии. 2 класс. Индивидуальная  работа.
Проект «Бюст защитника Отечества». Уроки ИЗО и технологии. 3 класс. Групповая работа.
Образ русского человека. Женский образ. Урок технологии. 3 класс. Индивидуальная  работа.
Народные художественные промыслы. Уроки ИЗО и технологии. 4 класс. Групповая работа.
Мой город. Уроки ИЗО и технологии. 4 класс. Коллективная работа.
 Дружат дети всей семьи. Уроки ИЗО и технологии. 4 класс. Коллективная работа.
Изба. Конструирование из бумаги. Урок технологии. 4 класс. Индивидуальная работа.

 

Интеграция урочной и внеурочной деятельности

урок - наблюдение – опыт – обобщение – проектная деятельность;
заочная экскурсия на уроке – экскурсия в музей, в природу – наблюдение - обсуждение – сборник творческих работ – отзывов;
чтение и слушание на уроке – посещение библиотеки гимназии – произведения собственного сочинения;
знакомство с новым научным материалом – опыт – экскурсия в парк, сад, к реке – мини-доклад, мини-реферат;
урок- исследование - анализ – обсуждение – мини–конференция;
 урок – сказка - Детская музыкальная, художественная школы – посещение театра – свой мини-спектакль.

 

Организация работы учащихся

в группах и парах,
в мобильных группах,
индивидуальная поддержка детей,
организация проектной, исследовательской, творческой деятельности

 

Социальные партнеры:

ДЮСШ
Центр детского творчества
Детская школа искусств

 

В процессе проектно - исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

ценностно-смысловая компетенция;
общекультурная компетенция;
учебно-познавательная;
информационная;
коммуникативная;
социально-трудовая;
личностная компетенция – самосовершенствование.

 

В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:

умение находить информацию;
изучение материала самостоятельно;
умение анализировать, сравнивать;
ставить и формулировать проблему;
осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

 

       При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования на уроке или во внеурочной деятельности  необходимо учитывать, что:

не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
на воспитание активности учащегося не надо жалеть ни времени, ни усилий;
необходимо помогать учащимся, овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить  учиться;
необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно;
необходимо развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи;
необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения;
в процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;
необходимо поощрять исследовательскую работу учащихся.  

Как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность».

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena_Ivanovna (07.12.2014)
Просмотров: 427 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: